Развлечения знати
Интриги, пиры и роскошь – от античности до наших дней

Греческие пиры и римские оргии

С древнейших времен повелось, что как только у человека появляется больше еды, чем нужно для выживания – он устраивает праздник. Пещерное племя умудрилось завалить не одного мамонта, а двух – и вот уже пляски у костра, всеобщая обжираловка и героические истории про то, как «он вышел – а мы на него с копьями». Может развиваться культурный уровень общества, появляться классовое и сословное расслоение, но по сути – ничего не меняется. Есть те, кто пляшет, празднует и получает самый сочный ломоть, и те, кто готовит, чистит и подбирает остатки чужого пиршества.
Во времена античности празднества были тесно связаны с религиозными обрядами. Однако для греческих царей и крупных военачальников это было не только вопросом веры, но и делом политическим. Нужно было не только ублажить божество жертвами и песнопениями, но и продемонстрировать свое богатство и силу. У кого больше есть – тот больше может. Самые роскошные женщины, дорогие масла, изысканные ткани – это символ власти, показатель достижений и успехов.
Для древних греков обед был основным приемом пищи в течение дня. Кушали обычно поздно вечером и, как водится, приглашали друзей, так как трапеза в одиночестве не считалась хорошим завершением дня. Стоит отметить, что совместное поглощение пищи и распивание алкоголя было обязательным составным элементом времяпрепровождения греческой знати. Во время совместных застолий не только демонстрировался достаток хозяина, но и решались немаловажные коммерческие и политические вопросы.
Проведение пира определялось ритуалом: начинался он с возлияния в честь богов и священной песни. Руководил пиром специально выбранный человек – симпосиарх. За каждого участника пили по кругу здравую чашу, как бы подчеркивая, таким образом, равенство участников. Попойки, разгульные пиршества не допускались, хотя вина пили много. Сохранились указания, сколько специальных чаш можно было выпить пирующим. Вино разводили водой на половину или на одну треть. В меню обязательно входили дары моря: макрель, морские скаты под соусом, сельдь, камбала, крабы, а так же щука и лягушачьи лапки.
Греческие пиры или симпосии, устраивали главным образом в мегароне – на мужской половине дома. Свободнорожденным женщинам запрещалось присутствовать на них, кроме тех случаев, когда собиралась только семья. Приглашенные могли привести и собственных друзей, а также гетер, развлекавших хозяина и гостей. У парадной двери дома гостей встречали рабы, они омывали им руки и ноги и украшали их головы венками из листьев и цветов, затем сопровождали их в пиршественный зал, где они располагались на ложах. Симпосий был обыкновенно серьезным мероприятием, но иногда эту часть вечера проводили более легкомысленно. Гости слушали игру флейтистов и кифаредов, пели, читали стихи или рассказывали забавные истории. На некоторых пирах приглашенных развлекали танцовщицы, акробаты и фокусники.
Что касается поведения на пирах, то оно было достаточно регламентировано, причем не обычным, с современной точки зрения, образом. Судя по вазовой живописи, на пирах допускался секс, в том числе коллективный, и это не считалось не пристойным. В то же время некоторые поступки, вполне невинные на первый взгляд, оказывались недопустимыми. Так, у Геродота была поучительная история про одного из женихов дочери Тирана города Силиона. Он считался фаворитом, однако на празднике выпил слишком много, пустился в пляс и даже встал на голову. Хозяин пира возмутился и заявил незадачливому жениху: «Ты протанцевал свою свадьбу».
Царскому пиру была свойственна пышность, торжественность, а среди участников пира заметна четкая иерархия. Царь приглашает на пир так называемых друзей. С конца III в. и во IIв это уже официальный титул, который мог дароваться придворным и тем нужным людям, которые живут далеко от дворца. Друзей этих было две категории: «просто друзья» и «первые друзья». Первые друзья получали право носить особую одежду, а когда прибывали на пир к царю, то пили из золотой чаши. Тем самым на царских пирах, в отличие от пиров частных лиц, строго соблюдалась иерархия по чинам.
Во времена Римской империи в плане развлечений изменилось немногое – все те же пиры, театральные действа, а также состязания в ловкости и меткости. Но появилось больше изыска, римские гурманы ценили все экзотичное и экстравагантное, для них вкус того или иного блюда был менее важен, большее значение имела труднодоступность продукта и высокая цена. Специально для пиров разводили фазанов, цесарок, павлинов. При императоре Августе стали приготовлять блюда из аистов, а при римском императоре Тиберии в большой цене были соловьиные языки. Согласно «Истории августов», император Элиогабал на пирах предлагал своим гостям блюдо, изготовленное из мозгов шестисот страусов, на пирах бросал деликатесы — например, гусиную печень — собакам, зеленые бобы сервировались с янтарем, рис подавался смешанным с жемчугом, а горошек — с золотом.
В отличие от древних греков, римляне допускали на свои пиры не только гетер и рабынь – свободные женщины имели право вкушать пищу, пить вино и участвовать в беседах наравне с мужчинами. Традиция устраивать пиры по любому поводу продержалась в Риме несколько веков. В конце существования Римской империи пиры превратились в откровенные оргии и обжорство. Гораций писал об этом времени: «Хороший вкус и нравы были потеряны полностью. За столом песни были непристойными, а женщины почти неодетыми». И даже появление законов «против роскоши» не смогло сдержать необузданные аппетиты римской знати. Если по закону запрещалось откармливать кур для пиров, то их заменяли петухами. Невзирая на огромные пошлины, по-прежнему ввозили драгоценные ткани и специи с Востока. Историки считают, что в этой чрезмерности и кроется одна из причин распада некогда сильной Римской империи.

Турниры и тюрнюры

В Западной Европе в Средние века сложилось так называемое феодальное общество, во главе которого стоял король. Чтобы заслужить уважение в своем кругу, феодал должен был проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военная добыча чаще всего шли на подарки, пиры, охоту, дорогую одежду, на содержание множества слуг. Главный большой зал замка короля или крупного феодала был огромным, поскольку именно в этом помещении проходила жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте. Там сеньор творил суд, собирал вассалов и, конечно, устраивал праздники и пиры, на которых могло собираться до нескольких тысяч гостей. Роскошные королевские трапезы должны были продемонстрировать могущество и богатство государя, поэтому иногда кроме гостей в замок приглашали и зрителей. Для них устраивались специальные ложи или галереи на втором этаже, откуда счастливчики могли наблюдать за пиршеством.
Английский король Вильгельм Рыжий (1087-1100 гг.) велел выстроить пиршественный зал рядом с Вестминстерским аббатством, где часто жили норманнские короли. Как свидетельствуют хронисты, этот зал был роскошнейшим в мире. Но когда Вильгельм пришел осмотреть его, то остался крайне недоволен. «Клянусь Богом! – заявил король. – Этот зал ни на что не годен! Для комнаты он слишком велик, а для зала слишком мал..." Так или иначе, но Вильгельм задумал провести пир в этом зале, хотя были возведены лишь стены, а помещение стояло без крыши. Проблему он решил радикально – велел собрать в Лондоне все шелка и покрыть ими здание.
Во время пиров место государя обычно находилось под балдахином. А его стол ставился выше, чем другие. На королевском пиру гостям могли прислуживать конные дворяне. Всадники привозили блюда и, прежде чем передать их стольникам, показывали пирующим. На пирах между феодалом и его дружинниками устанавливались особо теплые, дружественные отношения. Кроме того, пиры часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Нередко именно во время совместного поедания пищи феодалы дарили своим верным слугам деньги и драгоценности в знак своего расположения. Рыцарские пиры были местом выступления многочисленных средневековых артистов, здесь же часто давались обещания совершить какой-либо подвиг, выступит в крестовый поход или вечно служить своей возлюбленной.
Но знатные сеньоры проводили время не только в пирах – основным развлечением в те времена были войны, охота и турниры. На них собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знать, судьи и знатные дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены. Специальные глашатаи — герольды — объявляли имена рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на лошадях навстречу друг другу. Тупым турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание заканчивалось серьезными увечьями и даже гибелью некоторых участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. А в конце турнира разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов.
С прекращением Крестовых походов рыцарские турниры потеряли былую популярность, их место заняли различные виды охоты с ловчими птицами и гончими собаками. Так, например, император Фридрих Барбаросса, император Генрих IV и Фридрих II были страстными любителями этого развлечения, а английский король Эдуард III издал указ, согласно которому воровство воровство ястреба каралось смертной казнью. Обычно для проведения охоты каждый феодал имел свои заповедные леса. Особенно огромны и богаты дичью были, конечно, королевские заповедники. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря, поэтому большинство феодалов и королей были страстными охотниками. Охота обычно тщательно подготавливалась егерями, а в загоне принимали участие вассалы и гости феодала. Право забить дичь обычно предоставлялось наиболее знатному сеньору.
Но время шло, и дикие варварские развлечения становились все более изысканными. От демонстрации силы и трофеев, скабрезных песенок и непристойных танцев никто не отказывался, просто при королевских дворах Европы сформировался особый круг людей, жаждущих более эстетичного времяпровождения. Во времена Эпохи Возрождения Европа заново открыла для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная ее образцами, сама добилась небывалого ранее расцвета искусств и наук. Расцвет светской придворной жизни зачастую ассоциируется с Италией. Итальянские герцоги Медичи, д'Эсте, Гонзаго и Сфорца конкурировали друг с другом в предоставлении дорогостоящих, причудливых развлечений, среди которых были и танцевальные представления.
Екатерина де Медичи, член правящей семьи Флоренции, стала королевой Франции в 1547 году. Именно она ввела при французском дворе танцевальные балы, которые организовывал ее главный придворный музыкант Балтазар де Бежело. В1581 году в честь королевской свадьбы он поставил представление Ballet Comique de la Reine, которое историки считают первым балетом. Это было великолепное действо, представлявшее древний греческий миф о Цирцее, у которой была волшебная власть превращать мужчин в животных. Балет прошел с большим успехом, и это развлечение стало популярным и при других дворах Европы.
Что интересно – в дворцовых балетах обычно участвовали не профессиональные актрисы и актеры, а придворные и даже члены королевской фамилии. Такие представления выливались в огромные празднества, и многие знатные сеньоры грешили тем, что соревновались в составлении балетов. Французский король Людовик XIV, к примеру, сам очень любил танцевать. Он принимал участие во всех балетах, которые давались при дворе. В 1661 году Луи основал Королевскую Академию Танца, чтобы обучать профессиональных танцовщиц для придворных увеселений.
Умение хорошо танцевать играло большую роль в жизни придворных. И хотя сами танцы были не слишком сложными, не следует забывать, что придворные выполняли их в пышных, но не слишком удобных костюмах. Головные уборы при этом никто не снимал. Мужчины, естественно, не расставались с оружием, а дамы носили широкие юбки. Умению танцевать, как и фехтованию, нужно было довольно долго учиться, а преподавателями изящных манер и дуэльного боя традиционно выступали итальянцы.
В XVII веке господствующее положение в моде стал занимать французский двор короля Людовика XIV. На смену строгой «треугольной» геометрии испанского платья пришли ясные тона и краски стиля барокко. Французская мода не только стирает национальные различия, свободно проникая в раздробленную Германию, Италию и Испанию, но и сближает по внешнему виду отдельные сословия. Одежда становится более свободной и легкой и, вместе с тем, сильно декорированной вышивкой, лентами, кружевами и перьями на шляпах. В конце 17 в. в моду на сто лет входят парики, сначала высокие, пышные и разноцветные, затем гладкие и строго белые.
Создавая свой двор, Людовик XIV, известный как Король Солнце, желал усмирить французское дворянство. А для того, чтобы держать несколько десятков тысяч человек в узде, необходим не только хлеб, но и зрелища. Но Луи ничего не делал просто так, даже увеселительные мероприятия были инструментом королевской власти и ее пропаганды. Король ясно говорит об этом в своих «Мемуарах»: «Принц и король Франции может рассматривать некоторые вещи не столько как свои собственные развлечения, сколько как развлечения его двора и всего его народа». На этих праздниках, стоивших огромные суммы, король преподносил себя перед подданными в той роли, которую он сам себе срежиссировал и которая представлялась ему на тот момент актуальной.

Русские забавы

Развлечения при дворе российских самодержцев не отличались особой оригинальностью. Иван Грозный, к примеру, в детстве любил мучить бессловесных животных, бросая их на землю с высоких теремов. Повзрослев, он собирал около себя толпу знатной молодежи и скакал верхом по улицам и площадям, бил, грабил встречавшихся мужчин и женщин, поистине, по словам Курбского, упражнялся в самых разбойничьих делах. Что, впрочем, не помешало Ивану IV со временем стать довольно неплохим монархом и реформатором. Царь Петр I тоже был известным забавником – он предпочитал все европейское, а вот бояр своих очень не любил. Окруженный шутовской гвардией, он устраивал набеги на дворы знати и безнаказанно издевался над представителями древнейших родов. Со временем буйный нрав молодого царя поутих, да и государственные заботы занимали все больше времени – надо было строить флот, завоевывать, торговать и т.п., однако про развлечения Петр не забывал.
Ежегодные светские праздники российского двора делились на военные, связанные с крупнейшими победами русской армии, и «царские », посвященные эпизодам из жизни правящей династии. В XVI-XVII веках стержнем публичной жизни Московского государства дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. При Петре сформировались новые для России светские торжества. 30 сентября 1696 г. в честь возвращающегося с победой из-под Азова войска в Москве был организован первый «победительный» въезд, положивший начало целой веренице петровских триумфов. В первые десятилетия XVIII в. возник стройный цикл ежегодных светских торжеств российского двора.
С 1 января 1700 г. императорский двор и вся страна начинали праздновать гражданский Новый год, тогда как церковное новолетие наступало 1 сентября. По знаменитому указу 20 декабря 1699 г. о праздновании Нового года, полагалось учинить перед воротами некое украшение из древ, устраивать «машкерады» и запускать «огненные потехи».
В XVIII веке при европейских дворах был широко распространен праздник по случаю дня коронования правящего монарха. В России день венчания на царство начали отмечать в ближайшем окружении Петра Великого в 1719 г., а 16 мая 1721 г. вышел указ Сената и Синода «о торжествовании дня коронования его царского величества».
При Елизавете Петровне день восшествия на престол приобрел совершенно неповторимые черты, став праздником императрицы и ее лейб-компании, совершившей переворот в ноябре 1741 г. Елизавета не только наградила своих сторонников-гвардейцев чинами, имениями и пожалованием дворянства, но каждый год демонстративно чествовала их как лиц, близких к ее особе. А во времена правления Екатерины II среди табельных дней появился совершенно уникальный праздник - «торжество выздоровления ее Величества от оспы». По указу Екатерины II выписанный из Англии врач Диммс Даль сделал ей прививку от оспы и императрица выздоровела, что было отпраздновано молебном в Казанском соборе и «потешными» огнями.
Важное место в жизни двора, да и вообще в русской культуре второй половины XVIII в. занимал театр. Для просветителей театр был не только развлечением, но и средством проповеди общественно-политических, социальных и прочих идеалов. Коронационные торжества Екатерины в январе 1763 г. были грандиозным театрализованным действом, главным постановщиком которого был основатель русского театра Ф.В. Волков. Матушка-императрица Екатерина II увлекалась античностью и пожелала воссоздать у себя в Петербурге атмосферу Древнего Рима. Для этого, в частности, был выписан английский архитектор Камерон, построивший Большом Екатерининском дворце римские термы в миниатюре. В стремлениях к удовольствиям Екатерина ни в чем не уступала ни римским императорам, ни модному в те времена французскому двору – у нее также были свои фавориты, она устраивала роскошные маскарады, при ее дворе были свои музыканты и архитекторы.
К началу XIX в. в Петербурге сложилась определенная классификация придворных маскарадов – были празднества публичные и аристократические, только «для своих». С начала 1820-х гг. «образцовым» аристократическим маскарадом начал считаться знаменитый берлинский маскарад «Лалла Рурк», организованный принцем Антоном Радзивиллом. Этот маскарад надолго стал эталоном светского блеска и хорошего вкуса. Успех «Лаллы Рурк» повторился 13 июля 1829 г., когда в Потсдаме ко дню рождения императрицы Александры Федоровны ее отец, прусский король Фридрих Вильгельм III, организовал маскарад под названием «Волшебство Белой Розы». Праздник был задуман как средневековый рыцарский турнир с «живыми картинками» и посвящен российской императрице. Название маскарада связано как с девичьим прозвищем императрицы, так и с тем, что белая роза, символ праздника, – любимый цветок Александры Федоровны.
По образцам «Лаллы Рурк» и «Белой Розы» при российском Императорском дворе начали организовывать тематические маскарады. Один из них состоялся зимой, на масленицу 1834 г. Тему маскарада обозначили сказкой «Аладдин и волшебная лампа». В Концертном зале Зимнего дворца поставили трон «в восточном вкусе» и галерею для тех, кто не танцевал. Зал декорировали тканями ярких цветов, кусты и цветы освещались цветными лампами. На маскараде старшие дочери царя Николая I Ольга и Мария «появились в застегнутых кафтанах, шароварах, в острых туфлях и с тюрбанами на головах». Однако общий фурор произвел сын министра Двора Г.П. Волконский, который изображал горбатого, с громадным носом карлика с лампой. Примерно до середины 1840-х гг. в Зимнем дворце 1 января или на масленицу ежегодно проводились народные маскарады, или, как их называли, «балы с мужиками». Иногда «балы с мужиками» проходили и летом в Петергофе, во время традиционных гуляний, связанных с днем рождения императрицы Александры Федоровны. Эта традиция сложилась еще в Екатерининскую эпоху и продолжалась на протяжении почти столетия. Европейские страны в это время вступали в период буржуазных революций, и для иностранцев было странным видеть столь массовые демонстрации единения народа и Императорской фамилии. Однако история показала, что подобные «братания» - всего лишь демонстрация намерений монарха. Если Версаль Людовика-Солнца представлял собой золоченую клетку для знати, которую дальновидный король удерживал в повиновении, то русский двор времен Николая II превратился в скопище аристократов, крайне далеких от вкусов и предпочтений народа. Царская фамилия предпочитала ставить домашние спектакли, государь обожал стрелять ворон, и никто не обратил внимания на то, что мир безвозвратно изменился.

Материал подготовлен для проекта NightStyle, 2013

К другим cтатьям →