Ампир
Мебель в имперском стиле: от помпезности к комфорту

Снежный классицизм

До того, как разразилась Великая революция, во Франции господствовал классицизм. Возвращение к античной культуре, подражание греческому стилю и искусству Высокого Возрождения – все это было характерно для эпохи Людовика XVI. Интерьерам того времени была свойственна сдержанная благородная роскошь. Ровные светлые стены, обтянутые тканью или окрашенные в пастельные тона, в оформлении – явные отголоски классической греческой архитектуры, колонны, отделка из мрамора, массивные камины с портиками а-ля Парфенон. И, конечно же – самые разнообразные драпировки из шелка, атласа, парчи и даже хлопка. На окнах – сложные портьеры, на потолках – богатые люстры. Мебель в те времена предпочитали антикварную или изготовленную на заказ, в фаворе были белые столы и стулья с позолотой или натуральное дерево с бронзовой отделкой.

 

После того, как король и его красавица супруга Мария-Антуанетта были преданы суду и оправлены на гильотину, власть во Франции перешла к учредительному собранию. На смену классицизму приходит более суровый, строгий и простой стиль, который получил свое название благодаря эпохе Директории, во времена которой он возник. И хотя эпоха длилась всего четыре года (с 1795 по 1799), влияние этого периода на интерьер, декор и моду закрепилось во Франции почти на два десятилетия.

 

Стиль Директории также называют неоклассицизмом, то есть – новым классицизмом. Элементы его взяты из разных источников, но, в целом, он был логическим продолжением стиля Людовика XVI. Постреволюционная мебель обладала гармоничными пропорциями, была строга и прямолинейна. Девизом мебельщиков эпохи Директории стали умеренность и простота. Зачастую интерьеры создавались практичными и по-спартански простыми – белая мебель, светлые стены и минимум декора, разве что иногда, в качестве украшения, допускались полоски зеленого, синего или золотого цвета.

Рим времен империи

Кризис власти в Париже достиг своего апогея к 1799 году, когда Бонапарт находился с войсками в Египте. Коррумпированная Директория была неспособна обеспечить завоевания революции. Наполеон к тому времени был прославленным полководцем, и, вернувшись из Египта, при поддержке верной армии разогнал представительные органы и Директорию. Сначала Бонапарт провозгласил режим консульства, в 1802 году провел через сенат декрет о пожизненности своих полномочий, а в два года спустя провозгласил себя императором Франции.
1 декабря 1804-го года, Наполеон Бонапарт обвенчался со своей женой Мари Жозефиной Роз Таше де ла Пажери, более известной как Жозефина де Богарнэ. На следующий день Папа Римский Пий VII посвятил его в императоры, а Жозефину короновали как императрицу. Наполеон стремился возвеличить свое правление с помощью создания парадного стиля, как в свое время поступил и Людовик XIV.
Новый имперский стиль (от фр. empire – «империя») продолжил традиции французского неоклассицизма, но с акцентом на торжественность. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший классицизм был ориентирован на демократические Афины, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы архитектуры Древнего Рима. Для ампира характерны строгие массивные монументальные формы и богатый декор в военном стиле – флаги, эмблемы, оружие и т.п.
Примечательно, что ведущую роль в формировании наполеоновского ампира сыграл не архитектор, как это бывало обычно, а живописец и декоратор Жак Луи Давид. Еще накануне революции этот художник в своих полотнах прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима. Для работы над картинами Давид заказывал известному парижскому мебельщику Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии.
Давид участвовал в первой французской революции, но в 1799 году он увидел торжественный въезд Наполеона в Париж. С тех пор он стал пылким сторонником императора и прославлял его с таким же жаром, как до этого – идеалы свободы римской республики. И его преданность была вознаграждена – Давид получил титул первого живописца Империи. Его влияние было значительным, он разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Знатные парижанки бились за право позировать ему. Именно в это время в искусстве на первый план вновь выдвигается разум, а не чувства. Разум становится одним из основных критериев определения прекрасного. Теперь искусство снова призвано воспитывать в человеке чувство долга, гражданственность. Ампир помогает служить идеям государственности, его помпезная красота призвана подчеркнуть торжество имперских ценностей, богатство и мощь Франции.

От великого до смешного

Наполеон, бесспорно, был великим полководцем и рачительным государственным деятелем. Но, честно говоря, тонкости вкуса ему изрядно недоставало. Белое с позолотой – это слишком просто и тривиально, император желал больше пышности и великолепия. Поэтому в интерьере преобладала гербовая, военная символики, строгий порядок, уравновешенность форм, и при этом, парадность, торжественная монументальность и богатство внутреннего убранства.
Примечательно, что в стиле ампир было сравнительно немного выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Зато в плане создания интерьеров декораторы императора превзошли все ожидания. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а, скорее, декоративным.
Придворные декораторы Наполеона, архитекторы Персье и Фонтен оформляли дворцы Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль и Тюилъри. В своем стремлении угодить императору Персье и Фонтен доходили до абсурда. Так, например, спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах.
В знаменитом парижском особняке, построенном для пасынка Наполеона, принца Евгения Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий сибаритский характер ампирного интерьера. Эстетика историзма и эклектики проявляется во всем. Так, к примеру, парижский декоратор этого же времени Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».

Ламбрекены и фестоны

Для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии, а для ампира — яркие, режущие глаз красный, синий и белый – цвета наполеоновского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. Для украшения окна применялись легкие шторы, обычно из шелка или тюля. Они состояли из отделанного бахромой ламбрекена в виде фестона, двух остроугольных боковых складок и двух боковых полотен, изготовленных из той же ткани. Полотна закрывали половину ширины окна и были обильно задрапированы. Драпировка украшалась так же лентами из шелка или тюля. Для драпировки обычно использовалась ткань голубого, розового, зеленого и фиолетового оттенков. Гардины из тюля, собранные внизу, служили прекрасным дополнением драпировок стиля ампир.
К слову, одежда парижанок также видоизменилась под влиянием имперского стиля. В тот период одной из основных деталей дамского гардероба стали теплые кашемировые шали из Индии. Эти мягкие одноцветные полотнища, украшенные ярким бордюром с кистями или бахромой, стоили огромных денег — примерно две тысячи франков. Наличие шали для парижской модницы было вопросом жизни и смерти. Можно даже сказать, что ценность женщины на модной бирже определялась количеством шалей, которыми она обладала. После египетского похода Наполеона в стиле ампир начинают применяться египетские архитектурные формы, отличающиеся пластичностью мотивов, не расчлененной плоскостью стен, прямолинейностью и массивностью. Кроме того, в отделке мебели и драпировок стали активно использовать египетские орнаменты, рельефы, а также сфинксов.
Теперь при выборе мебели главную роль стали играть фактура и материал. Наиболее часто использовалось темно-красное дерево ценных пород, декорированное бронзой. Карнизы изготавливали из красного дерева и украшали строгим бронзовым орнаментом. Позднее их начали оформлять круглыми деревянными штангами, заканчивающимися шарами, шпилями. Шторы крепились к карнизу при помощи деревянных колец.

Русский ампир

Имперский стиль ясно отражал имперские притязания Наполеона Бонапарта на мировое господство, и потому ампир насильственно насаждался в завоеванных странах. Примечательно, что ни одно из побежденных государств так и не приняло этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер. В Англии ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV», наступивший после английского «стиля регентства», или «ридженси».
И только одна страна добровольно приняла наполеоновскую моду – Россия. Победившее в войне государство само становилось могущественной империей. Еще до 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов – настолько было сильно влияние французской моды. После поражения французской Империи Персье и Фонтен сами стремились попасть на службу к русскому царю, но Александр предпочел нанять никому в то время неизвестного архитектора Монферрана, будущего создателя грандиозного Исакиевского собора в Петербурге.
В результате в Европе сложились две разновидности ампира: французский и русский. Русский вариант был мягче, свободнее, пластичнее французского. Традиционно его делят на две ветви – столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» Карло Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».
После запрета на ввоз французской мебели, стала процветать так называемый «русский жакоб» (в честь парижского мастера Жоржа Жакоба) или «Павловский ампир» в честь императора Павла: тяжелая, с обилием военной декоративной символики, такая мебель казалась неискушенной России верхом имперского величия.
Мастера использовали красное ямайское дерево и тополь, а так же работали с карельской березой. До тех пор эту древесину никогда не брали для создания мебели, но она настолько пришлась ко двору, что теперь карельская береза считается классическим материалом именно ампирного стиля. Мебельные мастера впервые стали играть с фактурой дерева, они стремились сохранить и продемонстрировать ее естественную красоту. Например, передняя часть комода могла быть сделана из одной доски, ее распиливали по линии ящиков, добившись тем самым неповрежденного рисунка деревянного полотна.
Русская ампирная мебель имеет более плавные линии, чем французская. Ее отличает богатый декор с изображениями розеток, сфинксов, египетских сценок, лебедей и грифонов. Ножки украшались лапами животных, а подлокотники их головами. Резьба по дереву могла имитировать бронзовые украшения.
В 1830-х годах впервые появляется идея гарнитура: набора разнообразных мебельных предметов, выдержанных в едином стиле. Были и свои правила комплектации гарнитуров: возле дивана, к примеру, полагался восьмиугольный стол. Именно мебельным экспериментам ампира мы благодарны за появление на туалетных столиках зеркал, подсвеченных с обеих сторон канделябрами. А в 1840-е годы появляется купеческий ампир, связанный с тем, что аристократия увлеклась неоготикой, а ампир слегка «опростился». Со временем ампир естественным образом поделился на антикварный и музейный: в музее остались вещи красного дерева с тяжелыми бронзовыми вставками, а антикварная мебель – более легкая, из березы и тополя, с резьбой по дереву. Кстати, полосатые стулья из гамбсовского гарнитура, за которыми охотились Остап Бендер и Киса Воробьянинов – отличный образчик русского ампира.

 

Материал подготовлен для проекта NightStyle, 2013

К другим cтатьям →