Джаз в стакане текилы
Питерский хардкор выходит из подполья


Такая разная, такая опасная, пьянящая, гротескная, но честная и настоящая – «Текила». Они уже не перрвый год на сцене, но любовь к ним у слушателей не ослабевает. Они необычны. Они экстремальны. И к мексиканскому народному напитку, столь полюбившемуся на Руси, имеют точно такое же отношение как и к джазу.

"Снимай, моя камера!.."

Группа "Tequilajazzz " была образована в 1993 году. Костяк коллектива составили Евгений "Ай-йай-ай" Федоров, игравший до того на бас-гитаре в "Объекте насмешек", Александр "Дусер" Воронов, взваливший на себя нелегкое бремя работника палочек и барабана, и гитарист Константин "Балбес" Федоров. Первоначально, музыка группы представляла из себя классический хардкор a'la "Black Flag" с явным влиянием панк-рока: минималистичный, жесткий звук, тяжелые гитары, брутальный вокал, временами переходящий в крик, "проблемные" тексты, поднимающие вопросы насилия, наркомании и терроризма... стандартный набор, используемый практически всеми музыкантами, играющими экстремальную музыку. Но в творчестве "Текилы" было нечто, отличавшее ее от множества зарубежных и, появившихся чуть позже, отечественных команд, заинтересовавшихся этим направлением современной музыки: по-настоящему бешенная энергия, выплескивающаяся на слушателя, захлестывающая его, с головой погружающая в особый, чуть сумасшедший мир со своей собственной моралью, идеологией и даже физическими законами. Эта энергия, особенно хорошо ощущаемая на концертах коллектива, в сочетании с высоким профессионализмом музыкантов, и сделала "Tequilajazzz" одной из лучших групп за всю историю экстрима.

"Махмуд, поджигай!"

              Первый альбом "Tequilajazzz" вышел летом 1994 года на ныне почившем лейбле "Контрас Рекордз". Пластинка, получившая название "Стреляли?", состоявшая из тринадцати треков, буквально взорвала молодежную аудиторию. Уже в этой работе наметились основные темы песен "Текилы", остающиеся практически неизменными и по сей день: наркотики, насилие, лицемерие современного мира, вытеснение интересов индивидуума интересами социума и способы борьбы с монструозной богомашиной, называемой обществом.
"Стреляли?" с полной уверенностью можно назвать первым российским экстремальным альбомом, взявшим все лучшее у зарубежных "мэтров" жанра и привнесшим в это заимствование нечто новое, неосязаемое, но очень важное, что-то, что задало направление развития всем, кто "был после".
Многие поклонники "Tezzz" до сих пор считают этот альбом лучшим за всю историю группы, а песни, вошедшие в него - и сейчас составляют основу большинства концертных выступлений "Текилы". После небольшого перерыва ребята, успевшие заключить пятилетний контракт со звукозаписывающей компанией "FeeLee Records", выпустили макси-сингл "Абориген". Пять песен, под завязку наполненных урбанистическим безумием и, в качестве коды, своеобразная "колыбельная" с соответствующим названием: "Бай-бай-бай". Пластинка стала логическим продолжением идей, выраженных в дебютном альбоме. Тот же жесткий саунд, те же "фирменные", чуть звенящие барабаны, тот же минимализм... "Абориген" стал настоящим подарком для фанатов трио.
Два года "Tequilajazzz" продолжали играть по клубам, даже не заикаясь о новом релизе. Фанаты все это время покорно ждали новых свершений... и, наконец, дождались. В 1997 году "Tezzz" выпускает один из своих самых успешных альбомов - "Вирус". Сконцентрировав в себе все лучшее, что было в музыке "Текилы", эта работа моментально завоевала популярность, превратив сравнительно небольшую группировку поклонников "Tequilajazzz" в настоящую армию . Такие песни, как "Самолет" или "Пистолет" активно крутили российские радиостанции, а клип на один из главных хитов альбома - песню "Звери" - получил премию журнала "Fuzz '97" в номинации "Лучшее видео".
Популярность "Вируса" вылилась в миньон "Virus vs Virus", состоявший из трех песен, вошедших в оригинальный альбом, и ремиксов на них, сделанных известным электронным коллективом "Виды рыб".

"Я никогда не вернусь"

Возможно, именно момент, когда ребятам пришло в голову сделать электронные ремиксы на собственные песни, и стал поворотным в истории группы. А может быть, то, что произошло было просто закономерным процессом, в ходе которого внутренне менялись, росли или деградировали - кому как больше нравится - члены трио... в любом случае, сингл "Авиация и Артиллерия"(1997 г.) и вышедший вслед за ним в 1998 году полновесный альбом "Целлулоид" стали для старых фанатов "Текилы" чем-то вроде удара в спину.
Неизменная тяжесть звука куда-то исчезла, уступив место техничным басовым и гитарным пассажам, переплетенным с невесть откуда взявшимися клавишными, лирика из радикально-бескомпромиссной, чуть "угловатой", также стала более "ровной" и мягкой, а вокал - спокойным...
Можно долго рассуждать о том, что с выходом "Целлулоида" "Текила" опопсела, можно ломать копья, обсуждая преимуществах старого звучания перед новым, но, в сущности, главное, то, что было настоящей "визитной карточкой" группы на протяжении всех этих лет - мощный энергетический заряд - осталось неизменным. Изменился лишь способ подачи. Как бы то ни было, "Целлулоид" побил все рекорды. Выйдя сразу в трех вариантах: на CD, на аудио- и на видео-кассетах, с небывалым для российских альтернативных команд бюджетом в $70.000 , он сделал "Tequilajazzz" суперпопулярным. Песня "Зимнее солнце" долгое время находилась в горячей ротации и, в итоге, заняла первое место в сводных плей-листах российский радиостанций, а клип на песню "Тишина и волшебство" буквально взломал хит-парады музыкальных телеканалов, логически завершив процесс взлета группы на всероссийскую музыкальную сцену.

"Сто пятьдесят миллиардов..."

Взрывная популярность "Целлулоида" привлекла к "Текиле" множество новых поклонников (впрочем, отвадив от нее некоторых старых), проникшихся свежим, более простым для восприятия, звучанием. Теперь они, как и их "старшие товарищи" два года назад, ждали очередного шедевра... и в 1999 году группа разродилась свежачком под названием "Сто пятьдесят миллиардов шагов".
Идеи, вложенные музыкантами в "Целлулоид", здесь были доведены буквально до абсурда: непривычно большое для "Текилы" количество электроники и излишняя пафосность превратили песни в громоздкие звуковые конструкции, способные лишь навевать скуку. Неповторимая энергетика, наполнявшаяя до этого все композиции коллектива куда-то незаметно улетучилась. По всей видимости, музыканты и сами в конце концов осознали совершенную ошибку. Об этом, в частности, говорит тот факт, что в концертный альбом "Молоко", записанный в одноименном питерском клубе летом 2000 года, вошла всего одна песня со "Ста пятидесяти миллиардов..." - хардкор-кавер на "аквариумную" "Лебединую сталь".

"На стороне (Кода)"

Остается лишь один маленький пунктик, в истории "Tequilajazzz" который хотелось бы осветить. Это - работа группы и отдельных музыкантов "на стороне".
За семь лет существования "Текилы" ребята успели написать музыку к нескольким кинофильмам и одному спектаклю("Железная пята олигархии", "Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь", "Голь") и поучаствовать в записи трех музыкальных проектов (альбом "Бес сахара" группы "Колибри", сингл "Скорбец" от группы "Аквариум" и первый альбом коллектива "Машнин бэнд").
Группа играла на двадцати трех фестивалях, дала пять концертов на территории басков и отметилась в известнейшем нью-йоркском клубе "CBGB", где получили за выступление $30, которые с тех пор ревностно хранят как талисман.

(c)Kord, 2000

К статьям о джазе и блюзе
На главную
К галерее графики
К коллекции фонов
К сборнику афоризмов и мудрых мыслей
(c)Lenagold, 2000
lenagold@mail.ru