Как это было в Новом Орлеане и Чикаго
Золотой век джаза


В этом мире есть две вещи, ради которых стоит жить:
любовь к красивым девушкам, какова она ни была,
да новоорлеанский джаз, или Дюк Эллингтон.
Всему остальному стоило бы просто исчезнуть с лица Земли,
поскольку все остальное – просто уродство.
Борис Виан

Что такое джаз? Откуда взялась эта музыка, что послужило толчком к зарождению этого музыкального стиля? Джаз существует уже около ста лет, но тем не менее все так же популярен и любим. Все дело в том – что он – живой. Из смешения европейских маршевых ритмов и негритянских фольклорных песен и родилось то, что сегодня называется джазом.

Нью-Орлеан – колыбель джаза

Несомненно, Новый Орлеан не может претендовать на право первородства – джаз сродни перекати-полю – он лишь пускает побеги на плодотворной почве, но ни один оазис не может считать себя его родиной. Новый Орлеан и сыграл в свое время роль такого оазиса. Джаз расцвел здесь пышно и причудливо, так как сам город, его атмосфера вечного праздника способствовала этому. Имея, по сути, своим исходником, исключительно черные истоки, эта музыка активно использовалась и популяризировалась белыми, они вносили в нее свое, порою даже не пытаясь постигнуть сути того что исполняют. Но вернемся к славному городу Новому Орлеану – он был основан французами около 290 лет назад в дельте Миссисипи. Этот город стал крупнейшим портом и одним из самых крупных городов США. Помимо своей промышленной ценности, Новый Орлеан был известен как общеамериканский центр развлечений – это был свободный, отчасти даже космополитичный город, свою роль в этом, несомненно, сыграла отмена рабства в южных штатах. Нравы были более свободными, а мозги – менее забиты расистскими проблемами. Здесь могли вступать в свободное соревнование и белые и черные. По окончании гражданской войны в США и вплоть до начала экономического кризиса Новый Орлеан процветал и веселился. Это была эра джаза, воспетая Фитцжеральдом в книге "Tales of the Jazz Age". Оркестров в городе было чрезвычайно много и самым лучшим, как это водится, считался тот, что громче играет, а раз вас лучше слышно – то вас и будут слушать. Громко праздновалось все - от крестин до похорон, согласитесь, замечательно было провожать дорогого сердцу покойника под заунывные похоронные марши, но покидать кладбище под разудалые звуки полек и регтаймов. Вуду и протестанство, - все смешалось, жаль, что яркие краски портового города и блеск медных духовых инструментов мы можем увидеть лишь на немногих черно-белых монотипах, а услышать безудержные звуки афро-американских комбо не можем вообще. В то время звукозаписывающие студии делали записи подобного рода чрезвычайно редко, да и уровень звукозаписи оставлял желать много лучшего.

Формирование первых джаз-бэндов

Меж тем, новоорлеанцы носили на руках своих кумиров – Бадди Болдена, Банка Джонсона, Фрэдди Кеппарда, Ори Кида. Именно эти люди создавали легенду новоорлеанского джаза, именно они были душой этого города. К 1910 году сформировался устойчивый состав джаз-бэнда: труба или кларнет, контрабас, гитара, тромбон, кларнет и ударные. Фортепиано, к сожалению, было чересчур тяжело для транспортировки, и поэтому редко звучало в выступлениях джазовых оркестров. Так складывался тот самый джазовый стиль, который впоследствии называли «Диксиленд». Есть мнение, что диксиленд, на самом деле – лишь подражательный вариант белых, желавших урвать свой кусок славы, заработать деньги на волне популярности, которую снискали в Америке чернокожие исполнители. Но, вероятнее всего, это была лишь еще одна попытка воспринять новый стиль музыки, возможность донести до слушателя зажигательную ритмику джаза. Ведь каждый исполнитель привносил свое – нельзя отрицать того, что и среди белых джазистов были великолепные музыканты, привнесшие массу нового и ценного в формирование джазового стиля. В результате этого смешения и родилось то, что получило название «джаз по нью-орлеански». Необыкновенно хорошо в атмосфере Нового Орлеана проявила себя и блюзовая традиция, несомненно, оказавшая свое влияние на формирование хот-джаза – горячего и экспрессивного. В оркестре Оливера Кинга (Joseph King Oliver) “Creole Jazz Band” начинал такой всемирно известный музыкант как Луи Армстронг (Louis Armstrong). Оливер многому научил юного «Сачмо» - таково было прозвище Армстронга. Кинг Оливер в чем-то даже заменил Армстронгу отца, которого у него не было, и именно благодаря ему у молодого корнетиста появился первый свой собственный инструмент. Но первым бэндом, вынесшим слово “Джаз” в народ, был оркестр Тома Брауна (Tom Brown) – “Original Dixiland Jass Band”, состоявший целиком из белокожих музыкантов. Этот бэнд выступал и в Чикаго и в Нью-Йорке и был первым из тех, кто сделал грамзаписи своей музыки. Это была запись "Livery Stable Blues", выпущенная 26 февраля 1917 года компанией Victor Talking Machine Company. Многие упрекали их в использовании исконно «черной» музыки в своих целях, но чего вы хотите от столь глубоко укоренившегося расизма, до сих пор процветающего в Соединенных Штатах?

Как новоорлеанский джаз пришел в Чикаго

14 октября 1917 года США вступила в Первую мировую Войну. Новый Орлеан стал военным портом. Множество народа потянулось на север в поисках лучшей доли. Так новоорлеанский джаз начал свое путешествие по Америке. Кто поехал в Канзас-Сити, кого занесло в Нью-Йорк, а кое-кто обосновался в Чикаго. В числе последних был и учитель Луи Армстронга Кинг Оливер. А в 1922 году Сачмо и сам покинул Новый Орлеан ради Города Ветров – так называли Чикаго. Кинг Оливер позвал Луиса в свой “Creole Jazz Band”- этот музыкальный коллектив имел огромное значение в развитии джаза и был тем, что сегодня называют «чикагским вариантом нью-орлеанского стиля». Город был переполнен новоорлеанскими музыкантами, а ночная жизнь кипела вовсю – это был период знаменитого «сухого закона». Всех охватило какое-то безумие – танцевали и веселились наперекор экономическому кризису.
“Creole Jazz Band” не были первыми из тех, кто сделал записи свей музыки на виниле, но, несомненно, они были лучшими. Именно в смешении новоорлеанских традиций и чикагского саунда , на стыке севера и юга , была заложена база, на которой развился свинг, ставший душой джаза. Белые музыканты импровизировали, пользуясь музыкальными приемами и наработками негритянских бэндов и традициями диксилэнда. Если раньше композиция велась в манере «вопрос - ответ», давая возможность для коллективной импровизации, то в Чикаго появилось то что называют «аранжированным соло», расширялись ансамбли, появлялась свобода для вокального самовыражения. Чикагский стиль стал самостоятельным и создал прекрасную базу для возникновения и развития больших биг-бэндов, создал предпосылки для формирования свингового стиля и современного джаза. Хот-джаз со своими дикими криками, сражениями между джаз-бандами, уступил место более профессиональным и европеизированным, более коммерческим оркестрам. Начиналась эпоха биг-бэндов – и вот из Чикаго и Канзас-Сити дорога привела в стольный город Нью-Йорк. Но это – уже совсем другая история.

К статьям о джазе и блюзе
На главную
К галерее графики
К коллекции фонов
К сборнику афоризмов и мудрых мыслей
(c)Lenagold, 2000
lenagold@mail.ru